Перспективы биополитики с точки зрения политической философии, политической науки и практической политики
Термин «биополитика» используется в международной литературе в нескольких разных, хотя и совместимых друг с другом значениях. Мы интерпретируем его в максимально широком смысле, включающем в себя большинство данных в литературе толкований. Биополитика понимается как вся совокупность аспектов взаимного влияния биологии и политики, включая как политический потенциал биологии, так и биологический потенциал политики. По убеждению автора, биополитика имеет достаточную потенциальную ценность (1) на уровне политической философии, к которой вполне приложимы биополитические идеи «единства в разнообразии», коэволюции, скачкообразного развития и индивидуальной инициативы, взаимодополнительности регионов и этносов (как социокультурных аналогов биологических видов в составе экосистем); (2) на уровне политической науки, где представляют интерес биополитически обоснованные концепции лидерства, коллективной агрессии, доминирования-подчинения, формирования «образов врага», иерархических и сетевых структур и др.; (3) на уровне практической политики, где биополитика может послужить основой для разработки ряда социальных и политических технологий – и в то же время как средство контроля за теми технологиями, которые и так реализуются в социуме в интересах тех или иных политических сил.
Настоящая статья посвящена анализу перспектив направлений в политологии и политической философии, опирающихся на достижения последних десятилетий в различных областях наук о живом, включая этологию и другие поведенческие дисциплины, теорию эволюции, экологию, генетику, нейрофизиологию и др. Для интегрального обозначения всех этих направлений мы используем термин «биополитика» (см. [1, 2]), уже ранее многократно примененный в литературе [3–6]. К числу важнейших исследовательских направлений в рамках биополитики следует отнести:
· Интерпретацию природы человека как политического актора (Homo politicus) с позиций биологического натурализма – представления о человеке как продукте биологической эволюции, как особого биологического вида, наделенного разумом членораздельной речью, развитой культурой, технологией и другими уникальными характеристиками и тем не менее представляющего часть планетарного многообразия живого (биоса [7])
· Анализ эволюционно-биологических корней человеческого общества и политических систем, с особым вниманием к социальным структурам (иерархиям доминирования и неиерархическим системам) высших приматов и первобытных людей
· Применение подходов, первоначально разработанных О. Хайнротом, К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. Фришем и другими этологами для изучения поведения животных, к социальному поведению и политической деятельности человека; особое внимание уделяется исследованию с позиций социальной этологии, экологии, социобиологии, эволюционной психологии таких явлений, как коллективная агрессия, ксенофобия, политическая власть, политическое лидерство и др.
· Исследование физиологических параметров и факторов политического поведения, включая генетическую детерминацию политически важных характеристик человека и влияние нейрофизиологических факторов (значение структурных особенностей мозга, действие дофамина, серотонина, норадреналина и других нейрохимических агентов на психику, поведение, политическую активность)
· Анализ современных практических политических проблем, связанных с биологией, в том числе задачи охраны многообразия живого и экологии планеты, проблем, связанных с политическим регулированием разработок в области генной инженерии, биотехнологии и биомедицины, вопросов демографической политики и др.
Хотя определение того или иного понятия нередко оказывается малоблагодарной задачей, мы предложили в своих работах следующее интегральное определение биополитики, охватывающее подобно зонтику большинство встречающихся в литературе интерпретаций данного понятия: Биополитика – вся совокупность социально-политических приложения наук о живом, в плане политической философии, политической теории и практической политики [2]. В рамках этого определения биополитика охватывает весь политический потенциал современной биологии, которая выступает как активная сторона во взаимодействии Биология → Политика (Б → П).
Автору был брошен упрек, что некоторые из имеющихся в литературе определения биополитики, особенно содержащиеся в работах Мишеля Фуко, постулируют, наоборот, активную роль политики в ходе ее воздействия на биологию – биологию человека в его жизненных отправлениях и во взаимодействии с окружающей средой. По убеждению Фуко, общество создало систему dispositifs (инструментов, мероприятий) для контроля за размножением людей (институты родовспоможения, в более позднее время центры планирования семьи и медико-генетическая консультация), их смертностью (противоэпидемические меры и институты и др.), здоровьем (медицинские учреждения и др.), состоянием окружающей среды и др. В таком понимании биополитика выступает как биологический потенциал политики, П → Б.
С учетом этого мы предлагаем ныне максимально широкое истолкование термина «биополитика» всей совокупности аспектов взаимного влияния биологии и политики, включая как политический потенциал биологии, так и биологический потенциал политики (П ↔ Б). Можно было бы показать, что большинство известных трактовок биополитики так или иначе связаны с влиянием биологии на политику и/или политики на биологию. Соответственно, их можно подразделить на две основных категории:
Обе интерпретации связаны между собой, перекрывают друг друга, часто даже предполагают друг друга. Поэтому не удивительно, что в литературе встречаются и комбинированные трактовки биополитики (к которым принадлежит, конечно, и авторское широкое определение биополитики). Н. Майер-Эмерик [12, Р.689] включает в биополитику как «приложение методологии наук о живом к исследованию человеческого поведения», так и «политику по отношению к живому». Один из представителей Ассоциации политики и наук о живом Дж. Шуберт подчёркивал, что его предмет исследования (биополитика) фактически состоит из двух компонентов. «Две основные области, которым уделяется внимание в биополитики, суть биологический фундамент политического поведения и биологическая компонента социальной политики» [13].
В то же время, биополитика на базе «биовласти» в понимании Фуко и его последователей – воздействие политической системы на биологические характеристики человека – может быть адекватно понята только на базе исследования самих этих биологических характеристик, ибо политики de facto опираются на биологические знания о человеке, когда изобретают те или иные средства контроля за его жизнью.
Обе грани биополитики связаны с общебиологическим явлением биосоциальности – объединения индивидов в более или менее интегрированные системы (биосоциальные системы). Стремление объединиться с себе подобными весьма характерно как для представителей Homo sapiens, так и для разнообразных иных форм живого в диапазоне от бактерий до обезьян. Если имеется в виду траектория Б → П, то тот или иной биополитик анализирует формирование биосоциальных систем у животных, например, групп зеленых мартышек, объединений дельфинов, стай шимпанзе и затем осторожно экстраполирует выявленные закономерности на группы и ассоциации индивидов в человеческом обществе. Так, политическая власть рассматривается в рамках схемы Б → П как специфический частный случай отношений доминирования и подчинения, которые приводят к формированию иерархических структур также и в мире животных.
Например, в ряде работ биополитиков и представителей родственных научных направлений (поведенческих экологов, эволюционных психологов) показано, что как доминирование вообще, политическая власть возникает с эволюционно-биологической точки зрения в связи со стремлением достичь максимального репродуктивного успеха – максимизировать число потомков, получивших гены данного индивида. С позиций репродуктивной роли иерархического статуса можно интерпретировать характерную для многих традиционных культур полигинию – право мужчины иметь несколько жен. Высокий статус обеспечивает многожёнство в более чем 100 исследованных обществах, и в этих обществах мужчины с высоким статусом приобретают более молодых (репродуктивно ценных) женщин и имеют больше детей, чем более низкоранговые индивиды. Понятно, что «в обществе шимпанзе конечная репродуктивная цель политической борьбы более ясна, чем в человеческом обществе» [14, P.198].
Если, напротив, мы движемся в направлении П → Б (влияние политики на биологию), то исходным пунктом будет биосоциальность исключительно человека – в виде политической организации общества, которая так или иначе воздействует на биологию его членов, вносит свои регулятивы в их жизненные активности. Итак, биополитика предстаёт перед нами как двуликий Янус, сочетающий политический потенциал биологии и биологический – политики.
В дальнейшем тексте настоящей работы (см. Биополитика. Часть 2) мы постараемся показать, какие потенциальные результаты можно ожидать от биополитики на трёх различных уровнях:
· Мировоззренческие ориентиры
· Политологические разработки
· Практические проекты и рекомендации
Однако, прежде чем перейти к этой тематике, необходимо сделать важную оговорку. Большинство современных биополитиков (и автор в их числе) исходит из платформы «мягкого» натурализма. Было бы неоправданным биологизаторством приравнивать человека животному, сводить человеческое общество с его политическими феноменами к сообществам тех или иных животных. Такой «жесткий» натурализм был присущ некоторым социал-дарвинистам начала ХХ века и получил в литературе соответствующую критическую оценку. Ныне биополитика опирается на представления о многоуровневости человека. Наряду с несомненно присутствующем в человеке биологическим началом, он включает в себя и сложную совокупность социокультурных уровней. Они оказывают существенное влияние на социальное поведение и политическую деятельность и на само биологическое начало (это и есть биополитика в варианте П → Б, описанном в работах Фуко, а также в исследованиях последних лет по целенаправленной перестройке генома человека). Многоуровневость человека, взаимовлияние биологического и социокультурного определяет необходимость совместной деятельности биополитиков и гуманитариев для адекватного объяснения политических феноменов и процессов.
Источник материала:
первая половина статьи, публикуемой в Вестнике РАН, 2008 г.
Список литературы представлен в виде отдельного файла (см. в статье Биополитика, Часть 2)
Источник: http:// |