Газета «Ежедневные новости Подмосковье», № 416 (2370), суббота, 11 сентября 2010 г.
Служение России
Под таким девизом уже более двух веков работает Московское общество испытателей природы В нынешнем году Московскому обществу испытателей природы (МОИП) исполнилось 205 лет. Оно было организовано в 1805 году по инициативе профессоров Московского университета. С первых дней своего существования оно начало осуществлять грандиозную идею – исследования и описания Московской губернии. За короткий срок небольшая группа учёных и студентов Московского университета исследовали несколько районов Московской губернии, в основном её западной части. Были проведены зоологические и ботанические исследования, изучение почвенного покрова, геологические и палеонтологические изыскания, топографические и гидрологические работы. Руководитель экспедиции профессор Г.И. Фишер фон Вальдгейм в русле реки Ратовки, что протекает в Верее, обнаружил минерал, названный им – ратовтит. Это первый и единственный минерал, названный в честь природного объекта Московской области. В прошлом году МОИП отметило 200-летний юбилей этой экспедиции проведением научной конференции «Природные ресурсы и развитие Московского региона» в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим», о чём сообщала наша газета. МОИП объединяет множество людей научного мира России, которые по-прежнему изучают наш край.
Одним из них является вице-президент общества, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Анатолий САДЧИКОВ. Он не только преподаёт в университете, занимается научной работой, много времени уделяет работе МОИП - его перу принадлежат многие статьи на сайте Общества, но ещё и пишет научно-популярные статьи для детей. Наш корреспондент встретился с Анатолием Павловичем, чтобы побеседовать о сегодняшнем дне МОИП и о природе, которой мы, по сути, не знаем.
- Анатолий Павлович, ваше Общество выдержало самое главное испытание – временем. Вступив в третье столетие, оно ещё больше расширяет границы своей деятельности. В чём секрет такого успеха?
- Московское общество испытателей природы действительно уникальная организация. Общество и его члены приняли участие в организации полутора десятков различных учреждений – научных организаций, музеев, ботанических садов, биостанций. И всё это делалось бескорыстно. К примеру, в конце XІX века члены Общества собирали деньги, чтобы организовать кафедру антропологии в Московском университете. Сейчас это даже представить невозможно. МОИП – это феномен, который требует специального изучения социологов, историков, философов. В Обществе очень много людей, возраст которых перевалил за 80 лет, притом они продолжают активно работать: кто на даче, кто в учреждениях, в том числе занимаются общественной работой. Таким долгожителем является Антонина Васильевна Билибина, которой в мае этого года исполнилось 107 лет. В прошлом году она вместе с дочерью выпустила книгу – историю своей семьи. Я читал её, очень интересная и познавательная книга. Я прихожу к выводу, что такое долгожительство связано с возможностью самореализации, когда твой труд вызывает удовлетворение. Общественная работа на самом деле – это то же меценатство, благотворительность. Только делаешь приятное и полезное обществу не деньгами или материальными ценностями, а своим трудом. А благотворительность всегда положительно сказывается на здоровье и самочувствии. Число членов Общества составляет в настоящее время около 2000 человек, причём около 500 вступили в МОИП за последние четыре года. Большая часть – это кандидаты и доктора наук. В составе МОИП работают более 40 секций по разным направлениям науки и прикладных областей знаний. Помимо традиционно научных (генетики, антропологии, геронтологии, палеонтологии, музеелогии), имеются секции садоводов, поделочного камня, любителей певчих птиц, которые занимаются пропагандой и просветительской деятельностью. Общество открыто для всех, кто увлекается природой и естествознанием. Хочу отметить работу секции биологических основ садоводства, члены которой на своих участках только в Подмосковье выращивают более 130 сортов винограда. Секция за последние несколько лет провела несколько конференций по северному виноградарству, издала немало книг. Очередная научная конференция пройдет 29 - 30 сентября на базе Института садоводства и питомниководства в Бирюлёво. Так что милости просим! Член МОИП Юрий Чугуев поставил перед собой цель – превратить Смоленскую область, где он проживает, в виноградный край. Причём у него это получается достаточно хорошо.
- А что нового появилось в Обществе в последнее время?
- Открыли недавно клуб «Биополитики». Что это такое? Биополитика – это попытка объяснить поведение людей, общества, политическую деятельность на основе биологических законов. Мы почему-то думаем, что меценатство – это «изобретение» людей. Оказывается в животном и растительном мире существуют аналоги этого явления, причём оно распространено значительно шире, чем в человеческом обществе. Политики спорят об одно- или многополярном мире, стоит ли вводить несколько мировых валют или продолжать пользоваться одной. Для экологов здесь вопросов нет, ответ однозначный. Поле с монокультурой (к примеру, с пшеницей) после уборки урожая нужно удобрять, осуществлять севооборот. В противном случае оно просто перестанет плодоносить. А луг, где произрастает много растений, никто не удобряет, не пропалывает, а он растёт, цветёт, и ничего с ним не делается. Луг – это сообщество, биоценоз, многополярный мир, где всё увязано между собой. Одни растения потребляют одни минеральные вещества, другие – иные, третьи – нечто среднее между ними. В итоге всем всего хватает. МОИП за свою 205-летнюю историю служило не царям и императорам, не вождям и партиям, не генеральным секретарям и президентам. МОИП всегда служило России и народу, что и отражено в его девизе - «Служение России».
- Анатолий Павлович, а ваши научные изыскания какой сферы касаются?
- Я занимаюсь гидробиологией. И, на мой взгляд, это самая интереснейшая область знаний. Представьте, рачки размером несколько миллиметров, которые «толкутся» в толще воды, способны всего за одни сутки пропустить через свой фильтрационный аппарат весь объём озера. Эти процессы настолько интенсивны, что, регулируя численность рачков-фильтраторов (к примеру, вселением рыб-планктофагов), можно изменять в водоёме количество водорослей, влиять на прозрачность воды, её химический состав, рН и многое другое. Микроскопические водоросли, так же как и трава на суше, – это основа жизни в водоёме. Они настолько интенсивно фотосинтезируют, что концентрация кислорода в воде порой повышается до 300 процентов от полного насыщения. При полном штиле, опустив руку в воду и сделав резкое движение кистью, можно вызвать эффект «газировки», когда масса пузырьков кислорода устремляется к поверхности. О бактериях я уже не говорю. Их даже в самом чистом водоёме настолько много, что во время купания, когда случайно заглатываем воду, лишаем жизни десятки, а то и сотни миллионов этих бедных созданий. В душе я, наверное, больше натуралист, который любит описывать природу, чем типичный экспериментатор. Хотя у меня более 250 научных публикаций и более полутора десятков книг и брошюр. Могу часами наблюдать (порой просто так, без всякой надобности) в микроскоп за водорослями, простейшими, ракообразными. С одной стороны, тривиальные исследования, которые для непосвящённых совершенно неинтересны, с другой… Вспомним слова, сказанные профессором Московского университета Карлом Францевичем Рулье более 150 лет назад: «Приляг к лужице, изучи подробно существа – растения и животных, её населяющих, в постепенном развитии, и ты для науки сделаешь несравненно больше, нежели многие путешественники». Ведь хорошо сказано!
- А что побудило вас заняться литературной деятельностью?
- На этот счёт есть хороший каламбур. Если можешь не писать, не пиши. Если не можешь не писать, то, сколько бы ни бросал, всё равно будешь писать. А если серьёзно, то всё началось где-то 15 лет назад. Рос сын, любил, чтобы ему рассказывали всякие небылицы, всевозможные истории из экспедиционной жизни, о животных. Он в то время увлекался биологией. Тогда я и начал писать. Сын подрос, биологию почему-то разлюбил, а моя страсть так и осталась. У меня уже накопилось около двух сотен различных рассказов. Зачем пишу? Честно сказать, не знаю. Пишу, и всё. Как-то раз подарил книжку друзьям. К ним в гости на лето приехала бабушка с внуком-второклассником. Бабушка была строгая, заставляла внука каждый день по 20 минут читать книжки. Чтение мальчишки в основном сводилось к одному постоянному вопросу: «Бабушка, сколько времени я читаю? Бабушка, сколько ещё осталось?» Скажите, какой нормальный второклассник летом будет читать книжки, когда оно предназначено совсем для других целей. Мальчику подсунули мою книжку. Он закрылся в комнате и затих. Обеспокоенная бабушка периодически заглядывала в щёлочку, интересуясь, чем он там занимается: «Оказывается, читает». Наконец, из комнаты выскочил ошалевший внук с криком: «Бабушка, я без перерыва целых сорок минут читал!» Он был изумлён не меньше бабушки, так как не ожидал от себя такой прыти. Думаю, уже ради одного этого стоит писать.
- Но сейчас рассказы о природе – не самое популярное чтиво у детей и подростков. Стоит ли тратить свои силы на продвижение такой литературы?
- Рассказы о природе, животных, растениях – это то, что наиболее быстро достигает сознания детей и взрослых. Ведь это наиболее гармоничная часть нашего бытия. Человек многие тысячи лет жил в дружбе и гармонии с природой. В противном случае он просто бы не выжил. Это только в последнее время он стал её «венцом», поставив себе параноидальную цель её «насильственного преобразования». «Дым отечества нам сладок и приятен» - это не только свойство человека. Если быть точным - это свойство всего живого, в том числе и человека. К примеру, лягушка до одури квакает на месте пруда, который давно зарыли и сровняли с землёй. В этом случае можно сказать «запах родного болота ей сладок и приятен». Рыбы преодолевают быстрины, чтобы добраться на нерест в родной ручеёк. Птицы непонятно зачем куда-то летят, преодолевая тысячи километров. Все они летят, ползут, плывут туда, где они родились и выросли, в те места, которые запечатлены на уровне инстинктов, и которые мы патетически называем Родиной. Постепенно приходит осознание того, что мы являемся частью природы, и на нас распространяется действие её законов. В настоящее время мы начинаем понимать, что человека, подобно всем живым существам, нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой он обитает и с которой ему следует считаться, если он хочет выжить. Если мы хотим достичь согласия с природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия и подчиняться её законам. В основе природоохранного просвещения лежат экологические знания: место различных групп животных и растений в конкретных экологических экосистемах, их взаимоотношения, зависимость от факторов среды. Необходимо помнить, что природа является источником формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей, эстетической культуры. Человек получает эстетическое удовлетворение от созерцания животного и растительного мира, объектов природы. Он посещает зоопарки, едет за тысячи километров, чтобы увидеть или прикоснуться к прекрасным творениям природы. В настоящее время в обиход входит такое понятие, как экологическая культура, которая по значимости для человека не уступает обычной в нашем понимании культуры. Что может быть прекрасней творений природы? Все биологические объекты представляются нам совершенными и эстетичными. В этом ничего нет удивительного, так как человек является составной частью всего этого совершенства, а родное не может быть чуждым. Достаточно познакомиться с книгой немецкого натуралиста Эрнста Геккеля «Красота форм в природе», написанной в конце XІX века, чтобы понять – в природе нет неэстетичных организмов. Все они прекрасны и уникальны независимо от нашего индивидуального к ним отношения. Любовь к природе должна прививаться с детства. Через любовь к животным и природе развивалось чувство любви к людям. Любовь к природе формирует у маленького человека особое отношение к родному дому, городу, стране, то, что называется патриотизмом. Наши дети очень любо-знательные. Они задают уйму вопросов, на которые порой нелегко ответить, тем более неспециалисту. А большинство из нас как раз и являются теми самыми неспециалистами в экологии. Посредством литературы о природе, животных можно наиболее быстро и действенно влиять на человека и тем более - на маленькую личность. В своих рассказах я пишу о животных, которые обитают рядом с нами. Это комары, голуби, мухи, кошки, вороны, собаки. Знаем мы о них очень мало. Как превратить сухой биологический рассказ, к примеру, о жизни тараканов, в приятное чтиво? Это можно сделать только через сказку, рассказ, который пронизан легендой или любовной историей. Поэтому мой рассказ о тараканах начинается так: «В данной статье вы не найдёте рецептов борьбы с тараканами и не услышите хулу в их адрес». Рассказ о скучнейшем лишайнике – симбиозе гриба и водоросли – у меня любовная история. Два существа полюбили друг друга и, чтобы быть вместе, каждый пожертвовал собой. В результате они стали единым организмом, причём таким, что жить друг без друга они уже не могут. Жалящие осы вызывают наше недовольство. Однако я пытаюсь убедить читателя, что они получили индульгенцию на своё деяние. Дело в том, что человечество своим прогрессом обязано именно осам, так как они подсказали нам идею изготовления бумаги из древесины. Технология изготовления настоящей бумаги и «бумаги» для сот одна и та же. За это осам можно простить многое. Наркомания – это страшное зло не только для каждого конкретного человека, но и для всего общества. Это можно продемонстрировать на примере обычного муравейника. Если в нём поселяются в качестве паразитов жуки ломехузы, муравейник обречён. Эти жуки выделяют секрет, который действует на муравьёв так же, как и наркотик на человека. Всё больше и больше муравьёв становятся «наркоманами», со всеми вытекающими из этого последствиями. В результате они становятся вялыми, у них нарушается координация движений и, самое главное, расстраиваются инстинкты: муравьи перестают запасать корм, ухаживать за яйцами и личинками, нести сторожевую вахту. Муравейник в конечном счёте погибает. Чем вам не аналогия с человеческим обществом.
- И последний вопрос. Как вы успеваете всё совмещать, ведь ко всему прочему ещё занимаетесь и административной работой?
- На этот счёт есть анекдот с длинной бородой. Он в своё время был популярен в Азербайджане, где я когда-то жил. Инспекторская проверка установила, что у одного преподавателя педнагрузка составляла 25 часов в сутки. На вопрос, как ему удаётся уместить столько часов в одни сутки, преподаватель наивно сказал, что он просыпается очень рано и приходит на работу на час раньше, чем все остальные сотрудники. Мне нравится моя работа, в том числе и общественная, поэтому всё получается. Я постоянно переключаюсь с одного вида деятельности на другой. Вот и весь секрет. Беседовала Марина АЛЕКСАНДРИНА |