В начавшемся XXI веке биология заявляет о себе не только как естественнонаучная область исследования, но и в роли социальной и гуманитарной дисциплины. Не только профессиональные биологи, но и политики, бизнесмены и просто наши современники, независимо от профессии, связывают с биологией свои надежды (например, на преодоление экологического кризиса, на создание дешевой и доступной для всех «чудо-пищи») и в то же время опасения (достаточно напомнить о тревогах в связи с возможностью создания генноинженерных монстров или клонированных людей).
Биополитика определяется в наиболее общей форме как «вся совокупность социально-политических приложений наук о живом» [1]. Свидетельством широты диапазона возможных политически значимых приложений биологии могут служить ежегодно проводимые международные конференции Ассоциации политологии и биологических наук. На повестке дня – самые разнообразные вопросы от социальных последствий биомедицинских разработок и модификации поведения людей нейрохимическими препаратами до эвтаназии (прерывания жизни неизлечимого больного по его просьбе) и современного биологического оружия.
Несмотря на широкий спектр конкретных исследовательских направлений биополитики, она представляет собой не просто конгломерат различных политически важных аспектов биологии. В биополитике с самого начала ее исторического развития особое внимание уделялось поискам биологических детерминант и факторов политического поведения индивидов и групп в человеческом обществе. Некоторые из известных биополитиков, например, Питер Корнинг в США, считают политику явлением значительно более древним, чем сам человеческий социум. Корнинг [2] рассматривал уже взаимоотношения между ядром эукариотической клетки и ее симбиотическими органеллами в политических категориях.
В этом контексте особый биополитический интерес представляет сравнительное исследование коллективных объединений одно- или многоклеточных существ -- биосоциальных систем -- на разных уровнях биологической эволюции, с целью вычленения их структурных инвариантных принципов, независимых от их конкретного «наполнения» -- от природы тех организмов, из которых построены эти биосоциальные системы.