Биополитика / What's Biopolitics
Предлагаемое нами определение биополитики как всей совокупности социально-политических приложений биологии достаточно широко, чтобы подобно «зонтику» покрывать большинство имеющихся в литературе более частных интерпретаций предмета биополитики.
Биополитика выступает как выражение новой, политической, миссии современных биологических наук Можно в самом общем виде говорить о трех аспектах этой миссии:
· Философский (квазиидеологический) аспект. Речь идёт о новой, складывающейся на рубеже тысячелетий, концептуальной основе (парадигме) культуры вообще и политической сферы в частности. Эта новая парадигма базируется на пристальном интересе к многообразию живых существ на нашей планете, а также отчасти непосредственно на концепциях или фактах биологии. В унисон с этим интересом к живому, меняются и доминирующие взгляды на природу человека и социума. Всё больше внимания обращается на связь, сходство, родство человека и других живых существ, социума – и сообществ живых организмов (биосоциальных систем). В политической области эта парадигма кристаллизуется в биополитическую идеологию.
· Политологический аспект. Данный аспект биополитики включает разработки по политической антропологии, политической этологии человека, нейрофизиологическим факторам политического поведения и ряду других тематик. В рамках данного пункта философские идеи о связи, сходстве, родстве человека и других живых существ конкретизируются в приложении к поведению человека в политических ситуациях, к структуре самих политических систем. Решается, например, вопрос, подготовила ли биологическая эволюция человека к агрессии или к кооперации с себе подобными, к жизни при жестком иерархическом или демократическом и даже эгалитарном (уравнивающим социальные ранги индивидов) режиме. Этот пункт вобрал в себя все то ценное, что биология может дать для понимания важных для нашего политизированного времени проблем политологии как единой, интегральной науки о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом (Пугачёв, Соловьёв, 2002. С.30).
Биополитика представляет собой не просто конгломерат разрозненных социально и политически интересных гранейбиологии. В ней фактически присутствует единый концептуальный стержень, в разработку которого внёс свой вклад и автор этого сайта. Этот «стержень» заключается в особом внимании к явлению биосоциальности – стремлению биологических систем к объединению с формированием систем более высокого порядка. Биосоциальность лежит в основе объединения бактерий, муравьев, рыб, обезьян в колонии, семьи, группы и др. (в биосоциальные системы). Какую бы грань биополитики мы ни взяли, можно показать, что её сторонники имеют в виду тот или иной аспект эволюционно-консервативных (сохраняемых в ходе эволюции от амёбы до человека) аспектов биосоциальных систем, что позволяет распространять биологические знания о них на человеческий социум с его политическими системами.
Биополитику следует рассматривать в контексте более широкого предметного поля, а именно гуманитарной биологии, охватывающей все возможные вклады современных наук о живом в области наук о человеке и социуме, независимо от того связаны они с политикой или нет. Помимо биополитики, в состав гуманитарной биологии входят и другие междисциплинарные области, в том числе биоэтика [1], биосемиотика [2] и др. Биология не только все чаще «говорит свое веское слово» в политических вопросах – она проникает и в утонченные предметы обсуждения гуманитариев. Так, языковеды все чаще обращают внимание на параллелизм эволюции языков и эволюции живого, что дает возможность рассматривать оба эволюционных процесса с единых позиций, более того, использовать знания о способах общения между живыми организмами (био-коммуникации) для лучшего понимания законов развития человеческих языков, что и представляет предмет биосемиотики.
Биополитика в рамках общего проблемного поля гуманитарной биологии активно взаимодействует – и перекрывается по содержанию – с другими её областями. Например, многие важные проблемы современности имеют одновременно и биополитический, и биоэтический аспект (таковы современные разработки по генетическим технологиям и по охране природы). «Знамением времени» – важной тенденцией последних десятилетий – становится также нарастающее сближение биополитики и других областей гуманитарной биологии с современной психологией. Так, аспекты человеческого поведения, роднящие людей и животных, играя важную роль в биополитике, в то же время все чаще используются при оценке психического статуса индивида и при диагностике психических заболеваний. Важным примером перекрывания биополитики и психологии является изучение с биологических (этологических) позиций поведения политических лидеров, чьи действия, влияя на принимаемые ими решения, затрагивают судьбы целых государств и даже всего человечества.
Лукьянов А.С., Лукьянова Л.Л., Чернавская Н.М., Гилязов С.Ф. Проблемы биоэтики альтернативы экспериментам на животных. М.: Изд-во МГУ. 2001.
Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс. 2002.
Hoffmeyer J. Molecular biology and heredity: semiotic aspects. Psychosomatic Medicine. T. Von Uexkull (ed.). Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1997. P.43-50.
The same term was used in a different meaning by Michel Foucault [3] and his followers [4] who emphasized the dispositifs widely used by a modern political system in an attempt to control human reproduction, mortality and health as well as the environment, i.e. the impact of politics upon the biology of the people involved (P → B) and of the whole planet (the biosphere). Policies concerning the welfare of the biosphere are also the focal point of the activities of the Biopolitics International Organization (B.I.O.) and its President and Founder, Agni Vlavianos-Arvanitis [5].
Some scholars believe that biopolitics concentrates on “political activities… based on new knowledge in the life sciences” [6]. They pay attention to genetic and biomedical technologies, their potential or actual political impact (B → P) and political regulations that have the ability to promote, restrict, or prohibit their development and implementation (P → B) .
It can be demonstrated that, despite the differences among the various interpretations of biopolitics mentioned above, they are largely compatible with one another and sometimes complementary [7]. In the author’s opinion, they can be all summed up in the overarching definition: biopolitics is the totality of all kinds of interactions between the life sciences and politics, including both the political impact of biology and the biological implications of politics. This definition can be symbolized as follows: B ↔ P.
References:
1. Ira H. Carmen, “Biopolitics: the newest synthesis?”, Genetica, 1997, 99(2-3), p.173.
2. Nancy Meyer-Emerick, “Public administration and the life sciences: revisiting biopolitics”, Administration and Society, 2007, 38(6), p. 689.
3. Michel Foucault, Discipline and Punish : the Birth of the Prison (New York, 1979).
4. M. Lazzarato. From Biopower to Biopolitics.
http://www.goldsmiths.ac.uk/csisp/papers/lazzarato_biopolitics.pdf
6. Brian Salter, Global Biopolitics Research Group,
http://www.kcl.ac.uk/schools/sspp/cbas/research/biopolitics
7. Wikipedia, http://en.wikipedia.org/wiki/Biopolitics.
Note: the English text is not the translation of the text in Russian. The two subsections are complementary to and not identical with, each other.
[1] «В самом широком понимании термин биоэтика охватывает этические проблемы, связанные с существованием всех форм жизни на Земле» (Лукьянов и др., 1996. С.4).
[2] Биосемиотика – «междисциплинарная область… исследований, анализирующая коммуникацию и значения, смыслы в живых системах» (Hoffmeyer, 1998).